QR-Тина жизни
«В будущее мчится искусства конница.
Под марш революции легче идти»
Казимир Малевич
Этот фотопроект родился в момент, когда я застыла в изумлении, обнаружив перед собой совершенно новую «картину жизни». На ней я «вижу» сцены из антиутопических романов и футуристических произведений: разноцветный мир теряет чистые яркие цвета, трансформирует треугольные, овальные, круглые формы, делает плоскими выпуклости, а фигуры людей распадаются на черно-белые пиксельные квадраты QR-кодов. Я стою и размышляю над новой QR-тиной бытия. И пытаюсь рассмотреть суть происходящего через призму современного искусства, которое уже проходило весь этот путь отказа от слишком уж разнообразного, такого разноцветного, слишком фигуративного и несовершенного мира в пользу супремативного, то есть, превосходного.
В 1912 году русские футуристы первыми почувствовали вибрации грядущих социальных потрясений и, сбрасывая всех классиков с «корабля современности», водрузили в «красный угол » современного искусства самое спорное произведение, о котором сам его автор сказал «Это не живопись, это что-то другое». «Что-то другое» было Черным квадратом Казимира Малевича, разделившим искусство на «до» и «после», а мнения людей на «за» и «против», снискав у одних славу иконы стиля и гениальности, а для других став воплощением черной дыры и абсурда.
Русская поэзия тоже пробежала огромное расстояние от классики до запредельного авангарда, апогеем которого в 1913 году, стала новая литературная «заумь», провозглашавшая, что смысл слов не важен.«Мысль, -говорили поэты-авангардисты, — не успевает за звуками, поэтому звуки куда ценнее». В итоге, бессмысленное стихотворение Алексея Крученых «Дыр бул щыл» сразило наповал все литературное сообщество.
Век спустя мы снова видим, как наша жизнь стремительно делится на черно-белые квадраты. С удивлением обнаруживаем, что смысл неважен. Чувствуем, что это уже не прежняя наша жизнь. Это «что-то другое». Оно пытается свести все человеческое к концепту, к нулю форм и сути, снова считая, что «красота цвета омрачается предметностью, также буква оскверняется словом…», а свобода человека ограничивается его правами.
Замысловатые квадраты, «зародыши всех возможностей», скоро вытеснят все изображения с улиц наших городов, а «новояз», словно из антиутопии Джорджа Орвелла, стремительно захватит наш язык, избавляя его от искушающей многозначности, упрощая и сокращая долгий мыслительный путь, предлагая «быстрый доступ» (QR) к «двоемыслию», — умению верить в две взаимоисключающие вещи.--- «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.»
Впрочем, одни, подобно Ивану Пуни впервые увидевшему картину Малевича, восклицают «Гениально!», другие же с горечью обсуждают еще одну «пощёчину общественному вкусу».